Следующий этап – знакомство учащихся с мерками, необходимыми для построения основы чертежа конической, клиньевой и прямой юбок и снятие мерок. (Презентация идет далее).
Чтобы сшить юбку, необходимо иметь ее выкройку, по которой раскраивается ткань. Построение выкройки не так сложно, как кажется на первый взгляд. Однако оно требует предварительной работы, которая заключается в построении чертежа выкройки. А чтобы построить чертеж на свою фигуру, ученица должна правильно снять с себя мерки.
Для построения чертежа юбки нам потребуется 4 мерки: Ст, Сб, Дтс, Ди. По мерке Сб определяется размер поясного изделия.
Мерки Ст и Сб уже знакомы девочкам, поэтому предлагаю рассказать и показать на манекене, как снимаются эти мерки, каково их назначение, какие точки и линии при этом используются. Если ученицы забыли или затрудняются ответить, напоминаю им или дополняю ответы (Слайд 2).
- Почему чертеж фартука строили на половину фигуры?
- Какие мерки надо делить пополам? Почему?
- Какие мерки вам известны?
- Назовите точку, через которую проходит мерка Ст.
- Каково назначение мерки Сб?
- Какие линии нам нужны при снятии мерок для построения чертежа юбки?
Напоминаю правила снятия мерок (слайд 3). Затем приступаю к объяснению правил снятия остальных мерок, обращая внимание на необходимость внимательного и точного отношения к этой работе, так как от правильности снятых мерок зависит посадка юбки на фигуре. Кладу на парты инструкционные карты «Снятие мерок для построения основы чертежа юбки» с тем, чтобы они ознакомились с картами. Одновременно эта же таблица показана на слайде 4. Ученицы поочередно читают каждый пункт, одновременно знакомятся с назначением новых мерок, с условными обозначениями их, с правилами снятия. После каждого пункта они останавливаются для того, чтобы я на манекене смогла показать, как правильно снять ту или иную мерку, напоминая с какой стороны снимать мерки, как правильно держать и пользоваться сантиметровой лентой, вспоминаем, как записывать результаты измерений объемов и длин. Напоминаю, что талию обязательно следует зафиксировать резинкой по размеру талии для точного определения ее положения, так как мерка Дтс снимается от шейной точки вниз вдоль позвоночника до тесьмы, зафиксированной на линии талии. Затем еще раз показываю презентацию процесса снятия мерок на слайде 5.
Обращаю внимание на то, что чертеж строится только на половину фигуры. Мерки обхватов записывают в половинном размере, их условно обозначают буквой «С», а мерки длин записывают полностью и обозначают буквой «Д». Напоминаю, что малые буквы рядом указывают участок, по которому измеряется мерка.
После напоминания о правилах измерения и усвоения материала девочки совершенствуются в умении снимать мерки (Слайд 6). Работают в парах, мерки снимают друг с друга, результаты измерений записывают в тетрадь. При выполнении практической работы слежу за правильностью приемов по снятию мерок, даю дополнительные пояснения, исправляю неточности, предотвращая неправильные результаты и последующие ошибки в расчетах.
Для контроля качества работы по очереди вызываю учениц для проверки снятых мерок. К учащимся подхожу дифференцировано. Те, кто справился с заданием по снятию мерок, выполняют самостоятельную работу, которая представлена на слайде 7 (Приложение 7).
В 6 классе школьницы впервые знакомятся с понятием прибавка. Объясняю, что для построения чертежей деталей изделий необходимы не только размерные признаки фигуры, но и прибавки на свободное облегание одежды. Прибавка на свободное облегание - это величина, которую прибавляют к размеру снятой мерки, чтобы сшитое изделие было свободным и удобным в носке. Величина прибавки зависит от назначения изделия и его конструкции. Прибавки обеспечивают свободу движения, создают воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, соответствуют силуэту модели. (слайд 8) Объясняю, что прибавка обозначается буквой П, рядом обозначается участок, по которому дается прибавка, например Пт – прибавка по линии талии. (Запись в тетрадях) Для повторения и закрепления материала вводится игровой момент с пчелкой (слайд 9).
Презентация выложена далее.
|