Слово «творчество» происходит от слова «творить». Творчество противостоит шаблону, тупости, отсталости, оно возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в радостную атмосферу непрестанного поиска, создания духовных и материальных ценностей.
Важным элементом учебной программы «Технология» является творческий проект, выполняемый каждым школьником со II по XI класс ежегодно.
Проект – это творческая, завершённая работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка и избранная им самостоятельно и добровольно. Выполняя проекты, дети участвуют в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, в оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в разработке конструкции и технологии изготовления продукции, в производстве и реализации. Цель проектирования - сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, способствовать творческому развитию.
В программах для V-XI классов на выполнение проекта отводится по 16 часов.
Деятельность учащихся при выполнении проектов |
Организационно-подготовительный этап |
Технологический этап |
Заключительный этап |
Выбор и обоснование проекта. Анализ предстоящей деятельности. Выбор оптимального варианта конструкции. Подбор материала. Планирование технологического процесса. Разработка конструкторско-технологической документации. Организация рабочего места. |
Выполнение технологических операций, предусматриваемых технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда. |
Корректирование конструкторско-технологической документации. Экономическое обоснование. Минимаркетинговые исследования. Контроль и испытание изделия. Подведение итогов. Защита проекта. |
Педагогическое руководство проектной деятельностью сводится к следующему:
• организации и подготовке учебно-материальной базы;
• разработке дидактического материала;
• подбору творческих заданий для предложения их школьникам;
• наблюдению за ходом работы учащихся и стимулирование учебно-трудовой деятельности;
• оценке учебно-трудовой деятельности.
Как хорошо видно, кроме контролирующей функции, проверка и оценка учителем знаний, умений и навыков, проявленных при выполнении проектов, должна выполнять обучающую и воспитывающую функции.
Вместе с тем реалии жизни показывают: некоторые школьники не смогут выполнить творческие проекты. Им можно предложить творческие задания по образцу. Такой подход гуманистичен, он не травмирует ребёнка, не заставляет страдать его от ощущения собственной несостоятельности.
Совместная работа учащегося и учителя, составляющая проектное обучение, осуществляется как сознательное регулирование сложными компонентами – психологическими, организационными, методическими. От степени подготовленности к подобной деятельности учителя технологии и предпринимательства во многом зависят результаты учащихся. |