Учебная деятельность напрямую связана с учебной нагрузкой и складывается из проведения классно-урочных занятий и внеклассной работы.
Она многоаспектна, ибо представляет синтез педагогической, общетехнической и предпринимательской деятельности, подчинённой общим стратегическим целям и распределённой во времени решениями перспективных, текущих и оперативных задач технологического образования школьников.
Перспективная подготовка к деятельности учителя технологии закладывает фундамент будущих успехов или, увы, неудач. Она включает в себя изучение учебной программы в конкретном классе и составление на её основе перспективного планирования. Временной интервал (четверть, полугодие, год) выбирает сам педагог. При этом продумываются и планируются следующие вопросы, являющиеся основой научной организации процесса обучения:
• рациональная организация учебного процесса с целью обеспечения полного и своевременного выполнения программы;
• создание условий для заблаговременной и тщательной подготовки к занятиям;
• разработка системы уроков;
• создание системы в домашних заданиях по работе с учебной литературой;
• выявление связей теории с практикой;
• установление межпредметных связей;
• обеспечение наиболее полного и рационального использования учебно-материальной базы школьных мастерских.
Единой, канонизированной формы календарно-тематического плана не существует и учитель сам волен выбирать наиболее приемлемую. Важно, чтобы при этом была учтена логическая последовательность и взаимосвязь уроков.
Какова же последовательность действий при перспективном планировании, после ознакомления с программой? Она представляется следующей.
1. Материал разделов программы распределяется по урокам. В неделю в каждом классе проводится одно спаренное (2 урока по 40 минут) занятие. Легко определить количество на четверть, полугодие, год.
2. Определяется тема каждого занятия, которая очерчивает круг основных вопросов, подлежащих изучению. Это сведения о свойствах обрабатываемых материалов, об устройстве оборудования, приспособлений или инструментов, особенностях их наладки и т.д. Сюда же относят технические понятия, которые предстоит сформировать в процессе урока.
Формулируются цели занятия, устанавливаются внутрипредметные и межпредметные связи. Конкретизируются основные трудовые приёмы, которые предстоит усвоить учащимся в процессе упражнений или самостоятельной работы.
3. Важное значение имеет продуманный подбор объектов труда для практической работы. Так называют конкретное изделие (деталь), запланированное к изготовлению учащимися на данном занятии. Перспективное планирование позволяет предусмотреть (в зависимости от обеспечения учебного процесса) замену объекта. При этом учитель определяет потребное количество материалов (с учетом числа учебных групп, их наполняемости, неизбежного в условиях учебы «запарывания» части заготовок), технологические особенности изготовления каждого изделия, его примерную стоимость.
4. Зная содержание практической работы, несложно выяснить, какие для нее понадобятся инструменты общего пользования, какую следует подготовить документацию, оснастку и т.д. Чётко представляя, каким должен быть уровень знаний, умений и практических навыков, легче подбирать наглядные пособия и технические средства обучения.
Перспективное планирование делает обоснованным подбор проектов для предложения их учащимся.
Таким образом, перспективная подготовка, входящая в обязанности учителя технологии, позволяет заранее спланировать всю учебно-воспитательную деятельность. Такой подход обязательно будет перениматься школьниками, которым умение планировать свой труд пригодится в будущем.
Текущая подготовка, то есть подготовка к проведению конкретного занятия, состоит, прежде всего, из разработки его плана-конспекта. Урок – это основная форма работы со школьниками, и план его проведения входит в число обязательных для учителей документов. Каждый урок решает свои конкретные задачи в системе обучения. Поэтому хороший план-конспект урока является непременным условием высокого уровня работы педагога, ибо составить его можно лишь в результате тщательной подготовки и продумывания каждого элемента занятия.
Важнейшая составляющая любого урока – это то, как учащихся вовлекают в учебно-трудовой процесс, какими приемами формируется у них интерес к труду и чувство удовлетворения от него. Именно здесь закладывается фундамент тех качеств, которые определяют степень подготовленности к самостоятельной трудовой деятельности.
Здесь необходимо выделить особенности подготовки, которые выдвигаются перед учителем дидактическими требованиями к уроку.
1. На каждом занятии следует определять для себя четкие дидактические цели. Как правило, на уроке решается несколько дидактических задач, но при этом всегда следует выделять доминирующую.
2. Взвешенного подхода требует отбор учебного материала, который необходимо излагать в сжатой, доступной для учащихся определенного возраста форме. Это умение приходит лишь с опытом и требует для своего формирования значительных усилий.
3. Одним из важнейших этапов любого урока технологии является самостоятельная работа учеников. Именно в ее процессе у полростка формируются такие важные для будущей трудовой деятельности качества. Но они не создаются сами по себе. Умелое сочетание различных методов и приемов в работе учителя для достижения цели – это не только необходимое профессиональное качество, но и обязанность.
4. Важнейшей обязанностью учителя технологии является обеспечение безопасности в работе учащихся. Подростки, работающие с различными режущими инструментами, осваивающие обработку материалов на станках, занимающиеся электротехническими работами и т. п., могут получить травму. Между тем опыт показывает, что там, где постоянно уделяется внимание правилам безопасности, не бывает несчастных случаев. Разъяснение правил безопасного труда, четкий своевременный инструктаж, предупреждение о возможных исходах, проверка исправности оборудования и инструментов, состояния спецодежды – всё это должно присутствовать на каждом занятии. Забота о выполнении правил безопасности труда должна пронизывать все уроки технологии, включая и подготовку к ним. В этом залог душевного спокойствия учителя и гарантия сохранения здоровья учеников. |