Учитель должен быть всегда доброжелателен к своим ученикам. О том, как важны личностные качества человека, посвятившего себя общению с детьми, говорит даже название места, где мы проводим всю жизнь. Привычное всем слово «школа» по-своему разъяснил чешский мыслитель и педагог Ян Амос Коменский. Разработав свою знаменитую идею всеобщего обучения на родном языке, он дал ей название SCHOLA, составленное из первых букв девиза «Sapienter Cojitare, Honeste Operare, Lojue Arjute», т.е. «мудро мыслить, благородно действовать, умело говорить».
Во все времена к нравственным качествам педагога предъявлялись повышенные требования, так как практика неоднократно подтверждала, что дети во многом копируют любимого учителя, перенимают его человеческие качества, стараются походить на него манерой одеваться, разговаривать, работать и т. д.
Эти маленькие психологи совершенно безошибочно, как по лакмусовой бумажке, определяют все слабости и особенности характера своего учителя, а по мельчайшим нюансам его поведения, жестам, взглядам дают оценку пристрастности или беспристрастности, справедливости учителя, его объективности. Беда, если в классе появляются «любимчики»: скрывать это под десятками пытливых глаз невозможно.
Однако есть такие качества, при наличии которых преподавателю прощают определенные человеческие слабости, чрезмерную, в понимании школьников, требовательность. Это профессионализм, эрудиция, личное мастерство. Интеллект учителя технологии, самой программой курса призванного касаться разнообразных производственных процессов, умеющего доходчиво и понятно объяснить сложные технологические вопросы, всегда высоко котируется в глазах учащихся. По тому, как их учитель отвечает на задаваемые вопросы (иногда, чего греха таить, задаваемые специально «на пробу»), как он обращается с оборудованием или инструментом, дети безошибочно определяют уровень профессионализма.
Хочется разобрать ещё одну сторону личностных качеств педагога, которая может воздействовать на межличностные отношения. Выше говорилось о цене интеллекта, о важности для авторитета учителя проявлять эрудицию в самых различных вопросах. И конечно, это особенно существенно для молодого педагога, только начинающего «зарабатывать» авторитет в глазах своих учеников. Вдруг во время урока следует вопрос, ответа на который учитель не знает или не совсем уверен в его правильности. Вспомните, как уже говорилось, о том, что легче всего свою некомпетентность прикрыть автократизмом. И раньше так чаще всего и бывало. Но ведь мы утверждаем гуманистические принципы, возрождаем педагогику, основанную на уважении личности ученика.
Надо признаться, что не уверены в правильном решении проблемы, что необходимо заглянуть в книгу или справочник, проконсультироваться, и сказать, что дадите ответ на следующем занятии. Это не уронит авторитет учителя в глазах учеников. Более того, на собственном примере он продемонстрирует подросткам, что человеку всю жизнь придется самообразовываться, что это естественно и необходимо.
Важнейшим профессиональным качеством учителя технологии должна стать психологическая грамотность. Умение проникнуться переживаниями подростка при трудовой деятельности, нахождение верных интонаций в общении с ним в той или иной педагогической ситуации, уважительное отношение, способствующее его самореализации, – вот те качества, без которых невозможно создать атмосферу психологического комфорта в классе.
Будущим учителям технологии и предпринимательства предстоит за время обучения развить в себе такие профессиональные качества, сформировать такой уровень подготовки к работе по специальности, который позволит решать задачи, поставленные жизнью. Знания – результат разнообразного, и, прежде всего, творческого труда. Знания учащихся – мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели – развитию личности ученика. Но только творческая личность может воспитывать личность. |