Для правильной и эффективной организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимо умение анализировать собственную деятельность и работу своих коллег. Это касается уже проведенных (проводимых в данный момент) занятий и тех, которые разрабатываются. Постоянный анализ необходим для совершенствования педагогического мастерства, возможности увидеть ошибки и предвидеть результаты своих действий. Выработав у себя привычку к постоянному, каждодневному осмыслению собственного педагогического труда, молодой учитель сформирует фундамент для достижения необходимого уровня профессионализма, потребность в самосовершенствовании.
Ученые и практики образования разработали и предложили несколько схем для анализа уроков. Они во многом сходны, хотя и имеют некоторые отличия. Предлагаем примерную схему анализа занятия по технологии.
Класс ____________ Школа ____________ Дата ___________
Ф.И.О. учителя _______________________________________
Тема урока ___________________________________________
Цели урока ___________________________________________
Этапы занятия |
За чем следует наблюдать |
1. Организационно-подготовительная часть
Подготовка к началу работы. Проверка пройденного материала (контроль выполнения домашнего задания). |
Как проведен организационный момент?
Готовность учителя к занятиям (рабочее место, пособия, заготовки и инструменты, план-конспект).
Проверка подготовки учащихся к уроку: наличие рабочей одежды, инструмента, технической документации и пр.
Охват вопросами по пройденному материалу. |
2. Теоретическая часть
Объяснение нового материала |
Как осуществлен переход к этому этапу урока (плавно, логично, незаметно или резко, без связи с предыдущим).
Названы ли тема и цели урока;
методика изложения нового материала;
использование наглядных пособий и ТСО (техника показа, качество пособий и уместность их применения);
межпредметные связи;
уровень технической грамотности изложения (доступность, логика, убедительность, научность);
проблемность обучения;
профориентационная направленность изложения;
восприятие материала учащимися, их психологический настрой (живой интерес, нервозность, напряженность);
поведение учителя при изложении нового материала (внешний вид, манера держаться, жесты, темп речи, знание материала и т.п.);
время, затраченное на этот этап. |
3. Практическая часть
Вводный инструктаж.
Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж. |
Характеристика задания;
вызван ли интерес учащихся к его выполнению;
соответствие задания изучаемой теме по программе;
технологичность инструктажа (следование логике при объяснении приемов работы, технических устройств и т.п.);
наглядность и доступность (практический показ приемов и операций);
уделено ли внимание соблюдению правил техники безопасности;
время, затраченное на этот этап.
Организация работы (формы);
трудовая культура и роль учителя в ее формировании (дисциплина, состояние рабочих мест, расположение инструментов и т.д.);
соблюдение технологической дисциплины, правил техники безопасности;
основные затруднения в работе и их преодоление;
проведение текущего инструктажа, его своевременность;
организация контроля за практической работой учащихся, обучение их само- и взаимоконтролю;
дополнительные задания для сильных учеников; время, затраченное на этот этап. |
4. Организационно-заключительная часть
Заключительный инструктаж. Уборка рабочих мест. |
Полнота и глубина подведения итогов занятия: дана ли общая оценка;
обсуждены ли типичные ошибки учащихся;
проявлен ли педагогический такт при оценке работ (особенно – слабых);
сложился ли порядок уборки;
кто убирает, что и чем;
есть ли элемент соревнования за чистоту рабочего места;
время, затраченное на уборку. |
5. Общие замечания по уроку и его оценка |
Достигнута ли цель урока;
из каких этапов он состоял;
переход от этапа к этапу;
целесообразность затраченного времени на каждый этап;
выполнение плана урока; общая оценка урока;
другие замечания, рекомендации. | |