Содержание образовательной области «Технология» имеет свою традиционно сложившуюся структуру обучения, которую можно разделить на три основных этапа: начальная школа (1-4 классы), основная школа (5-9 классы), старшая школа (10-11 классы).
Содержание образовательной области «Технология» является многовариантным и многопрофильным, что отражается в примерных программах, рекомендованных Министерством образования РФ, и программах, разработанных (спроектированных) самими учителями в соответствии с конкретными условиями данной школы.
Учитель технологии готовит учащихся не только к познавательной, но и к преобразовательной созидательной (создание материальных ценностей) деятельности и сам должен быть готов к руководству этой деятельностью. Поэтому высокие требования предъявляются к готовности и профессиональной компетентности учителя в различных технологиях, что выражается в умениях выполнять данные виды работ на профессиональном уровне.
Одной из главных целевых установок образовательной области «Технология» является развитие и воспитание широкообразованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности. Поэтому при аттестации необходимо уделить внимание воспитательной работе учителя и творческой направленности в его работе.
Задачами аттестации являются: целенаправленное непрерывное повышение профессионального уровня учителя, установление оптимального соотношения между качеством труда и его оплатой, управление качеством подготовки педагогических кадров.
Основным принципом аттестации является ее добровольность, причем учитель технологии, работающий сразу по нескольким предметным направлениям (экономика, черчение, обслуживающий, технический или сельскохозяйственный труд), может выбрать то направление, по которому он будет проходить аттестацию.
В таблице приведены содержание и структура аттестации учителей технологии на II, I и высшую категории (соответственно 12, 13, 14-й разряды оплаты труда).
Содержание и формы отчетности |
Категории |
II |
I |
высшая |
1. Прохождение курсов повышения квалификации |
+ |
+ |
+ |
2. Оценка профессионального уровня учителя (знания, умения) |
+ |
+ |
+ |
3. Оценка продуктивности деятельности учителя |
+ |
+ |
+ |
4. Аттестация учебных мастерских |
+ |
+ |
+ |
5. Организация проектной деятельности |
+ |
+ |
+ |
6. Самоанализ урока |
+ |
+ |
+ |
7. Учебная программа |
+ |
+ |
+ |
8. Организация и проведение учебных семинаров |
- |
- |
+ |
9. Творческий отчет |
** |
** |
** |
** Как дополнительные условия на усмотрение аттестационной комиссии и учителя.
Необходимым условием аттестации является прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки учителей, а также сдача квалификационного экзамена по итогам законченных курсов. Для учителей образовательной области «Технология» в соответствии с вышеизложенной спецификой их деятельности рекомендуется прохождение квалификационных курсов в объеме 144 часов и более. Программа данных курсов должна быть направлена на повышение научно-теоретического, методического, технологического и мировоззренческого уровней учителя технологии.
Программа блочно-модульных курсов может содержать несколько блоков-модулей, например:
- актуальные проблемы педагогики, рассматриваемые в ракурсе специфики образовательной области «Технология»;
- актуальные проблемы методики обучения в образовательной области «Технология» (например: проектирование содержания обучения в образовательной области «Технология»; метод проектов; формы и методы активного обучения; современные технологии обучения, в том числе использование зарубежного опыта и т. д.);
- современные подходы к технологиям обработки различных материалов и методике обучения данным технологиям;
- охрана труда, техника безопасности на уроках технологии;
- культурологические направления подготовки учителей технологии в рамках содержания обучения данной образовательной области — основы экономики, предпринимательства, экологии, компьютерных технологий, графических технологий и т. д.
Учителям технологии, не имеющим базового педагогического образования, для успешного прохождения аттестации рекомендуется завершить курсы переподготовки (более 500 часов) по направлениям «Общая педагогика», «Технология и предпринимательство» и т. п.
Следующим этапом аттестации является изучение и оценка профессионального уровня педагогической деятельности учителя в рамках его предмета. На данном этапе выявляются общепрофессиональные умения, оценивается профессиональное мастерство учителя в ходе проектирования, организации и проведения процесса обучения.
Основным показателем профессионального мастерства учителя является продуктивность (результативность) его педагогической деятельности. Оценка этого показателя производится в динамике изменений работы учителя за последние 3 года. Показателями продуктивной деятельности учителя являются степень обученности школьников по данному предмету, качество их знаний, определяемое в ходе контрольных срезов, участие и достижения учащихся на мероприятиях различного уровня и т. д.
Обучение учащихся на уроках технологий происходит в учебных мастерских, оснащенных необходимыми инструментами, оборудованием, приспособлениями. В соответствии с этим к уровню профессионализма учителя технологий предъявляются и требования к организации грамотной и безопасной работы в мастерских, к их оформлению и подготовке к работе учащихся.
Урок является основной формой организации процесса обучения в школе. Обучение технологии обычно происходит на занятиях, представляющих собой два спаренных урока.
Поэтому разработка (проектирование), проведение и самоанализ занятия по технологии являются важными показателями профессионального мастерства учителя. От непосредственного проведения открытого занятия могут быть освобождены учителя, подтверждающие I и высшую категории, как учителя, стабильно показывающие высокие результаты и сами передающие свой опыт другим. Однако проектирование плана-конспекта наиболее интересных и удачных занятий и проведение его самоанализа является необходимым для учителей всех квалификационных категорий. Примерная структура плана-конспекта урока, анализа (самоанализа) урока и этапы планирования урока выложены на сайте ниже.
Заключительным этапом аттестации является анализ материалов, представленных учителями в экспертную комиссию: работа по теме самообразования, учебных программ, планов-конспектов занятий, анализа разработанных (и проведенных) уроков, творческих отчетов.
|