Еще один вариант анализа урока при посещении аттестации коллег, но уже поэтапно:
- как проведен организационный момент? Готовность учителя к занятиям (рабочее место, пособия, заготовки и инструменты, план-конспект);
- проверка подготовки учащихся к уроку: наличие рабочей одежды, инструмента, технической документации и пр.; охват учащихся вопросами по пройденному материалу; охват тем;
- как осуществлен переход к теоретической части урока (плавно, логично, незаметно или резко, без связи с предыдущим).
названы ли тема и цели урока (сообщение учителя или сформулированы учащимися); методика изложения нового материала; использование наглядных пособий и ТСО (техника показа, качество пособий и уместность их применения); межпредметные связи; уровень технической грамотности изложения (доступность, логика, убедительность, научность); проблемность обучения; профориентационная направленность изложения; восприятие материала учащимися, их психологический настрой (живой интерес, нервозность, напряженность); поведение учителя при изложении нового материала (внешний вид, манера держаться, жесты, темп речи, знание материала и т.п.);
- характеристика практического задания; вызван ли интерес к его выполнению; соответствие задания изучаемой теме по программе; технологичность инструктажа (следование логике при объяснении приемов работы, технических устройств и т. д.); наглядность и доступность (практический показ приемов и операций); уделено ли внимание соблюдению правил техники безопасности; время, затраченное на этот этап;
- организация работы (формы) при самостоятельной работе; Трудовая культура и роль учителя в ее формировании (дисциплина, состояние рабочих мест, расположение инструментов и т.д.); соблюдение технологической дисциплины, правил техники безопасности; основные затруднения в работе и их преодоление; проведение текущего инструктажа, его своевременность; организация контроля за практической работой учащихся, обучение их само- и взаимоконтролю; дополнительные задания для сильных учеников;
- полнота и глубина поведения итогов занятия: дана ли общая оценка; обсуждены ли типичные ошибки учащихся; проявлен ли педагогический такт при оценке работ (особенно слабых); открытость и объективность оценки.
В конце урока комиссия обсуждает общие замечания по уроку и дает его оценку:
- Достигнута ли цель урока; из каких этапов он состоял (целесообразность исключения или добавления некоторых из них); переход от этапа к этапу; целесообразность затраченного времени на каждый этап; выполнение плана урока; общая оценка урока; другие замечания, рекомендации.
В данном шаблоне легко ориентироваться, остается только распечатать и заполнить. |