Анализ
проведения урока с позиций здоровьесбережения
1. Гигиенические условия в классе (кабинете):
Ø чистота, температура и свежесть воздуха;
Ø рациональность освещения класса и доски;
Ø наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п.
2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем:
Ø опрос учащихся;
Ø письмо;
Ø чтение;
Ø слушание;
Ø рассказ;
Ø рассматривание наглядных пособий;
Ø ответы на вопросы;
Ø решение примеров, задач;
Ø практические занятия и др.
Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
Ориентировочная норма – 7-10 минут
4. Число использованных учителем видов преподавания:
Ø словесный;
Ø наглядный;
Ø аудиовизуальный;
Ø самостоятельная работа др.
Норма – не менее трёх за урок.
5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию:
метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приёмов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
7. Длительность применения технических средств обучения а соответствии с гигиеническими нормами.
Норма – 8-10 минут
8. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, то есть для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
9. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
10. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока.
Норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность, а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни:
Ø формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
Ø выработка понимания сущности здорового образа жизни:
Ø выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждения разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения.
Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
12. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:
Ø интерес к занятиям;
Ø стремление больше узнать;
Ø радость от активности;
Ø интерес к изучаемому материалу.
13. Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения:
заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем,
и наоборот, наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций проявления как со стороны учителя, так и учеников
14. Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и учащимися:
Ø из-за нарушений дисциплины;
Ø несогласия с отметкой;
Ø проявление дискомфортных состояний.
Умение учителя предупредить такие эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса – отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов».
15. Преобладающее выражение лица учителя.
Урок неполноценен, если на нём не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
16. Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу.
Рекомендуемые показатели в диапазоне от 60% до 80%
17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Норма – не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока
18. Темп и особенности окончания урока.
К нежелательным показателям относятся:
Ø неоправданно быстрый темп заключительной части, её «скомканность»;
Ø отсутствие времени на вопросы учащихся;
Ø необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.
Недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
19. Интегральным показателем эффективности проведённого занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока:
на одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворённое, умеренно-возбуждённое состояние школьников;
на другом – утомлённое, растерянное, агрессивное, «взвинченное».
Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
|