Формы:
- лекция,
- практическое занятие,
- интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Например: интегрированное занятие:
Цель 1 (теоретического) этапа: осветить авторскую программу.
Цель 2 (практического) этапа: показать формы и методы осуществления программы (показать работу, а не результат работы).
Можно делать на людях, которые присутствуют на занятии.
3 этап теоретический: в форме ответов и вопросов (если проходит активно, мастер-класс - результативен).
Алгоритм, рекомендуемый для представления материалов в методический сборник "Мастер-класс" (в контексте личностно-ориентированной парадигмы)
Вид педагогической деятельности, профессия, учреждение. Вид занятия, предмет, его место и значение в обучении и развитии личности учащегося.
Факторы и причины, способствующие переходу к современной модели образования и обучения в рамках предмета (неудовлетворенность методикой, старой школой, ориентированной на ЗУНы, нереализованные возможности предмета в смысле разностороннего развития учащегося и т. д.).
Изменение подходов к образованию и обучению в сторону личностно-ориентированного обучения в рамках предмета:
Изменение задач и сверхзадач.
Расширение контекстов содержания предмета и аспектов обучения, среди них:
- ценностный (культурологический, этико-эстетический);
- познавательный;
- творческий, проективный;
- личностный;
- социализирующий.
Изменение подходов к обучению. В соответствии с личностно ориентированной парадигмой они строятся на принципах:
- альтернативности форм;
- свободы выбора действия;
- диалогичности, сотворчества "учитель - ученик";
- проективности;
- индивидуализации и дифференциации.
Описание процесса вышеуказанных подходов и принципов в практике занятий (уроков). Можно описать:
- технологию урока;
- структуру
- этапы
- алгоритм операции
- модуль
- нетрадиционные формы обучения (игровые, проективные, "мастерские", интегративные и др.).
Несколько эффективнее по сравнению со старой моделью решаются с помощью личностно-ориентированного обучения такие актуальные проблемы педагогики, как:
- мотивация деятельности учащихся;
- раскрытие их способностей и талантов;
- сохранение здоровья трудоспособности;
- развитие самостоятельности, стремления к самообразованию;
- социализация личности.
Отражение и подтверждение результативности новой технологии: через обратную связь, через рефлексию учащихся и педагога, через общественное признание и др.
Творческое удовлетворение педагога. Авторские открытия, находки, удачные эксперименты, дающие гарантированно высококачественный результат. Дальнейшие планы и творческие замыслы на ближайшее будущее, и перспективу по совершенствованию названной технологии в контексте личностно-ориентированной парадигмы.
Приложение: опорная схема урока по одной теме или технологическая карта, компактная разработка, визуальный ряд. Структуру урока можно скачать с сервера.
Источники:
Атаулова О.В. К вопросу о структурной схеме урока (Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. с. 117-119.
Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия (Методист, 2003.- №1 с.30-39
Журнал «Школа и производство» -2004.№ 1. С.15-17
|