Фамилия
учащегося |
|
Принци-
пиальность |
Аккуратность |
Исполнительность |
Порядочность |
Организованность |
Вежливость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После этого на каждого ученика в соответствии с таблицей заполняется карточка, на которой обозначены ярко выраженные существующие качества и качества, которые необходимо развить в первую очередь.
Например:
Смирнова Анастасия |
Ярко выраженные качества |
Качества, необходимые развить в первую очередь |
исполнительность |
самокритичность |
порядочность |
настойчивость |
вежливость |
целеустремленность |
Ход собрания
1. Организационный этап. Актуализация личностной вовлеченности родителей.
Слово учителя. Бытует мнение о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика нередко виноват учитель. В аморальности ребенка часто винят улицу. Семья самоустраняется от процесса воспитания. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере. Как помочь такому ребенку? Что посоветовать его родителям? Как педагогу правильно организовать воспитательную работу с ним? Давайте попытаемся найти ответы на эти вопросы и начнем с того, что подумаем над характером ребенка, над тем, какой ребенок есть на самом деле и каким его хотят видеть родители, как ребенок презентует себя дома и в школе.
2. Практическая работа родителей.
1) Родителям дается тот же список качеств (на приготовленных заранее бланках или записывается под диктовку), что и в таблице, и предлагается подумать, кто в большей степени ответственен за развитие данного качества у вашего ребенка: школа – педагоги или семья – родители? Далее рядом с каждым качеством следует расставить буквы: Ш – за развитие данного качества отвечает школа, С – за это качество отвечает семья. Посчитав количество букв С и Ш (чего больше), можно определить, на кого перекладывается ответственность за воспитание личности ребенка.
Следующий этап работы аналогичен работе с педагогами: следует поставить + рядом с теми качествами, которые у ребенка есть и он их ярко проявляет (3–4 качества). Следует обратить внимание родителей на буквы, стоящие рядом с этими качествами (С и Ш), это показывает эффективность работы семьи или школы в развитии личности ребенка. (Грубо говоря, кто хорошо поработал.)
Родителям предлагается подумать, какие черты характера необходимо развить ребенку в первую очередь для успешной деятельности (учебы). Родители проставляют ! рядом с 3–4 качествами.
При обсуждении важно отметить, что ребенку будет сложно развить то или иное качество, если его нет у родителей. Поэтому родителям следует либо развивать данное качество у себя, либо создавать оптимальные условия для его развития у ребенка.
2) Каждому родителю раздается карточка с описанием качеств учащегося, наиболее развитых, по мнению учителей. Родителям предлагается сравнить эти списки, найти сходства и отличия.
• Если списки не отличаются, значит, ребенок ведет себя одинаково в школе и дома и педагоги являются союзниками родителей в гармоничном развитии личности ребенка.
• Если списки отличаются, то следует задуматься, что заставляет ребенка быть разным в школе и дома.
Необходимо обратить внимание родителей на положительные качества ребенка, которые видят педагоги, отметить, что иногда родители сознательно или бессознательно не хотят чего-то замечать в характере своего ребенка. В этом случае общение с педагогами позволит родителям разобраться в причинах подобной ситуации и способах коррекции. Возможно, выработка единой системы требований, единой тактики взаимодействия с ребенком в семье и школе поможет нормализовать поведенческую, эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка.
3. Заключительный этап собрания, рефлексия.
Эмоциональное обсуждение приобретенного опыта. Вопросы, позволяющие осознать ценность данного мероприятия: узнали родители что-то новое о своем ребенке или еще раз убедились в чем-то, в чем может помочь полученная информация? Стоит отметить рациональность данного подхода к проблеме, при котором эмоции и предвзятое отношение отходят на второй план.
Спасибо Низамовой Елене Геннадьевне за помощь в разработке родительского собрания.