Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота   27 Апреля 24,
Методическая копилка учителя
Смирновой Елены Валерьевны
 Главная "Коса-девичья краса" Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Новости сайта [76]

Мини-чат
200

Наш опрос
Какие новые технологии Вы применяете на своих уроках
Всего ответов: 308

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Rambler's Top100
  • конкурс сайтов
  •  
         Если летник в женском одеянии соответствовал зипуну в мужском, то опашень и телогрея соответствовали кафтану. В документах встречаются также названия женских охабней, однорядок и ферязей, но часто все эти накидные верхние одежды в женском гардеробе называли шубами. Шуба у женщин означала вообще верхнюю накидную одежду. Их делали из меха соболя, куницы, лисицы, горностая, зайца, белки, смотря по состоянию. Покрывали шубы сукном и шелковыми материями — объярью, камкою, атласом, тафтой червчатого, желтого, зеленого и белого цветов. Белый цвет преобладал в женских шубах в XVI в., а в XVII в. стало модным покрывать их цветными шелками с золотым узором. Спереди сверху донизу на шубах был разрез, он застегивался пуговицами и окаймлялся металлическим кружевом, кованым или плетеным, либо шелковым, расшитым золотом. Вдоль разреза по обеим сторонам делались нашивки с золотой вышивкой и кистями, а по шее к шубе пристегивалось ожерелье из другого меха. Если шуба была беличья или лисья, то ожерелье к ней делали бобровое. Рукава по краям украшали кружевом, которое снималось, хранилось отдельно и передавалось как фамильные драгоценности по наследству. Женские шубы были распашными с разрезом спереди и нераспашные, которые надевали или «накладывали» через головы. 
     
    И.Е.Репин. Выбор невесты
     
    Жена стрельца.
     
     В боярском быту женщины прятали руки зимой в длинные рукава. С этой целью рукава зимних одежд специально отделывали собольими хвостиками, украшали кистями. Рукавами называли муфты на меху, покрытые материей. Они были уже и длиннее современных муфт и действительно напоминали рукава. Рукавки (варежки) и рукавки перщатые (перчатки) были большой редкостью, их делали кожаными, вязаными, суконными и шелковыми на меху с дорогим шитьем. 
    Изготовление дорогой женской обуви почти не отличалось от производства мужской. При пошиве также не различали правую и левую ноги, но использовали более мягкую кожу и бархат. Задки женских сапожек обычно обивались мелкими гвоздиками, а каблуки, которые назывались подборами, имели до четверти локтя в высоту. Женщины в такой обуви стояли на больших пальцах, а ступни не касались земли.
      Девушка в короткой шубке
       Платье в древнерусском стиле
       .                               
    Женские наряды: телогреи и шубы. Рисунок Мейерберга. XVII в.
     
     
    «Коса — девичья краса!»
     
    С древних времен на Руси девушки носили волосы заплетенными в косы, а замужние женщины должны были тщательно скрывать их под головным убором. Причина прикрывания волос замужней женщины заключалась в том, чтобы обезопасить и предохранить род мужа от их вредной магической силы. Головной убор женщины был символом брака и плодородия. Считалось, что во время свадьбы жених овладевал девичьей косой, и теперь только муж мог видеть волосы своей жены. 
    Следуя правилам христианской традиции, в Древней Руси выражение «опростоволоситься», то есть открыть свои волосы, было синонимом слова «опозориться», бесчестьем. Неприкосновенность покрова головы замужней женщины охранялась законом. Срывание головного убора с головы женщины каралось высокими штрафами и порицалось обществом. В наказание за супружескую неверность с женщины снимали головной убор и остригали ей волосы, и муж отказывался от такой женщины.
    Московская девушка XVII века
    Примерка головных уборов.  
    Девичьи уборы.
     
     В Древней Руси женщины носили венцы или венчики, сначала из кожи или бересты, обтянутые богатой тканью, а затем металлические, украшенные драгоценными камнями. Сверху к венцам прикрепляли длинные покрывала, которые ниспадали на спины. По словам В. О. Ключевского, с XIII в. знатные русские женщины стали носить на головах кокошники. Слово произошло от слова «кокошь», то есть наседка, курица. Кокошники напоминали по форме луковицу. Край кокошника обрамляли поднизи в виде сеточки или бахромы. Обшивали кокошники темно-красной материей и красиво унизывали жемчугами и камнями. Кокошники для богатых боярынь и боярышень изготовляли специальные мастерицы.
                            Кокошник                       
                                      
    Кокошник
     Боярышня в кокошнике 
     
    В Киевской Руси ко всем женским головным уборам делали подвески. Один из видов таких подвесок, литые из серебра или бронзы, крепили к головному убору или вплетали в волосы у самого виска, отсюда их название — височные кольца. В X—XIII вв. их прикрепляли к головному убору или волосам на ремешках, лентах или косичках и даже продевали в ухо как серьгу. В разных областях Руси они отличались рисунком. Другой вид подвесок — колты — полые золотые или серебряные подвески, которые крепили цепочками или лентами к головному убору.
     
    Головные уборы: с колтами, с височными кольцами
     
    Колты и височные кольца. XI-XII вв.
     
    Кокошники и венцы замужние женщины надевали на повойники — плотно прилегающие к волосам чепцы. В XVI в. к ним добавляли подубрусники и волосники. Подубрусник был домашней женской шапочкой наподобие тафьи, которую делали из шелковой материи. Делались они с узлом, посредством которого подубрусники можно было затягивать. По краю делалась оторочка или ушивка с жемчугом или камнями. Они переходили из рода в род. Волосник, в отличие от подубрусника, был красивой сеткой из шелковых, серебряных и золотых нитей. Край волосника был более плотный, вышитый жемчугом и камнями и украшенный канителью. Волосник нередко так стягивал женщине голову, что она едва могла моргать. Волосники и подубрусники считали необходимой частью приданого и символами семейной жизни. Поверх волосника накладывался платок, обычно белый, и подвязывался под подбородком. Его висячие по бокам концы густо унизывались жемчугом и богато расшивались узорами. Этот платок назывался убрусом и считался домашним головным убором. Закреплялся убрус под подбородком специальной застежкой, тем самым корректировали овал лица женщины.  
    Боярыня в убрусе.
    В. И. Суриков.
    Боярышня со скрещенными на груди руками.
     
     Выходя в гости или церковь, богатые женщины надевали кику — шапку с возвышенной плоскостью на лбу, которая называлась кичным челом и расширялась кверху. Ее форма зависела от местной традиции. По краю кики пристегивалась бахрома, главным образом жемчужная, называемая поднизью. Чело было разукрашено золотом, жемчугом и драгоценными камнями и чаще всего состояло из серебряного листа, подбитого материей. По бокам кики возвышались разукрашенные переперы, а из-под них ниже ушей спадали рясны — 4-6 жемчужных шнуров, которые достигали плеч. Задняя часть кики делалась из плотной материи, соболиного или бобрового меха и называлась подзатыльником. Задок кики украшался собольей шкуркой или красивым куском бархата. Когда женщина выезжала, то надевала шляпу белого цвета или шапку из черного бархата или другой материи, отороченные дорогим мехом и шнурами. Спереди на этих шапках делали золотую запону и поднизь, а по краям оторачивали кружевом. Зимой поверх убрусов и кик замужние женщины надевали шапки с меховой опушкой или каптуры — капоры, закрывающие шеи до плеч.
         Кика 
         Кика 
     
        Боярыня в шапке со
         спускающимися ряснами.
     
    У незамужних девушек были иные головные уборы и прически. Волосы они могли дома и не закрывать, носили на голове ленты или повязки. Главным их головным убором были венцы, называемые также красой. Например, изображение терема в несколько ярусов, разделенных жемчужной обнизью. Венец представлял собой наклеенную на твердую прокладку ленту из византийской парчи, один край которой приподнят и вырезан зубьями. Венчик изготавливали из серебра или бронзы. На концах венчика устраивали крючки либо ушки для шнурка, которым он завязывался на затылке. Затылок у девушек в таких головных уборах оставался открытым. Вдоль щек спускались от венца рясы — нити бус из камней или чаще жемчуга, а лоб украшали поднизью. Венец был всегда без верха, потому что открытые волосы считались признаком девичества. Венцы девушек среднего достатка состояли из нескольких рядов золотой проволоки, которые иногда украшались кораллами и полудрагоценными камнями. Иногда это была просто широкая повязка, вышитая золотом и жемчугом. Такая повязка суживалась на затылке и связывалась широкими вышитыми лентами, спадавшими на спину.    
    Волосник
    Венцы
     
     
     
     
      
    Форма входа

    Поиск

    Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Архив записей

    Друзья сайта
  • intergu.ru
  • Подготовка учителя технологии
  • it-n.ru
  • edu.ru
  • person.edu.ru
  • konserg.ucoz.ua
  • ЦОР

  • Каталог сайтов 'Российское образование в сети'
  • Торезcкая школа-интернат
  • Мои кнопки

  • Методическая копилка учителя Смирновой Е.В.
  • Методическая копилка учителя Смирновой Е.В.
  •    
    Сайт управляется системой uCoz 
     Персональный сайт Смирновой Елены Валерьевны © 2024
    При использовании текстовых материалов сайта обязательна гиперссылка на
    //rusalka7.ucoz.ru
    Использование графических материалов и фотографий только с разрешения владельца.