Приветствую Вас Гость | RSS
Вторник   19 Марта 24,
Методическая копилка учителя
Смирновой Елены Валерьевны
 Главная Семьдесят одежек Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Новости сайта [76]

Мини-чат
200

Наш опрос
Какие новые технологии Вы применяете на своих уроках
Всего ответов: 308

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Rambler's Top100
  • конкурс сайтов
  •  
     
    Зимой девицы покрывали голову высокой шапкой, которая называлась столбунец. Низ ее оторачивали бобровым или собольим мехом, а высокий верх делали из шелка. Из-под столбунца выпадали косы с красными лентами. Дело в том, что под столбунец надевали еще повязку, спереди широкую и сзади узкую, которая там же и завязывалась лентами. К девичьим лентам пришивали косники — плотные треугольники из кожи или бересты, обтянутые шелком или расшитые бусами, жемчугом, полудрагоценными камнями. Они вплетались в косу с помощью золотой крученой нити.
     
     
     
     
     
    К. Е. Маковский. У околицы
     
     
    «Румянец как маков цвет»
     
    Знатные женщины имели дорогие украшения. Как только девочка начинала ходить, так сразу же ей прокалывали уши и втыкали в них сережки. Это могло быть серебряное кольцо или крючок с привесками из металлических бус или драгоценных камней. По числу привесок их различали: одинцы, двойни, тройни. Серьги для богатых изготавливали из золота, украшали алмазами, изумрудами, яхонтами. Мелкие камешки называли в старину искорками. 
    На пальцах боярские жены и дочери носили перстни, менее массивные, чем мужские, без печатей, с небольшими камушками. На каждой руке было по несколько обручей и перстней. Молодые девочки могли носить простенькое колечко на левой руке. Невеста и молодая женщина надевали богатый перстень уже на правую руку. Пожилая женщина вместе с кикой — символом окончания детородного возраста — отдавала нарядный перстень дочери или внучке, а сама вновь надевала простое кольцо на палец левой руки. Тогда больше заботились о размерах камней, нежели об их огранке. 
    Знатные женщины обычно носили на руках браслеты — они назывались зарукавья или обручи с жемчужинами и камнями. Женская шея была украшена множеством заносок, золотых крестов, эмалевых образков, красивых ладанок и мощевников. Богатые женщины носили золотые и позолоченные цепочки с финифтяными крестиками. Любимым украшением стали мониста — бусы из жемчуга, драгоценных камней и золота. Не случайно в приданое в богатых семьях давали больше пуда (16 кг) речного жемчуга — на украшения и одежду. 
     
    Серьги. XVII в. 
    Ожерелье. Х в.
    К. Е. Маковский.
    Боярыня у окна
     
    Издавна на Руси использовали ароматические эссенции и благовония. Один сорт назывался — гуляфная вода (от перс. — роза, шиповник), то есть розовая вода, другой сорт — Романова вода (отвар ромашки). Два запаха — мускус и амбру — везли с Востока. Мускус — пахучее вещество, получаемое из желез самца мускусной кабарги — хранили в мускусницах. Амбра — вещество, образующееся в кишечнике кашалота. При изготовлении амбровой эссенции добавляли настойку левкоя. Все душистые вещества хранили в специальных ароматниках. Зубы чистили корой терпкого и горького дерева. 
    Укропницами называли курильницы из бронзы в форме фигурок зверей. Туда закладывали ароматические травы, а через ажурную прорезь фигурки шел дым. Обычай употребления косметики был заимствован у монгольских модниц. Под татарским влиянием стали накладывать белила и чернить брови. Восточные женщины красили веки и ресницы, любили розовое масло и душистый базилик для натирания тела. Румяна на Руси изготавливали из кармина — красного красителя, добываемого из тел бескрылых самок насекомых — кошенили. Белила делали из свинца, древесного уксуса с добавлением меда. Хранили их в белильницах и румянницах — небольших коробочках, обшитых золотом, серебром и жемчугом. В клеельницах и суремницах держали клей для волос и сурьму для бровей. 
    Русская женщина белилась и румянилась, вызывая смех у иностранцев своей неискушенностью в этом деле. По словам иностранца Олеария, женщина совершенно изменяла выражение своего лица и походила на размалеванную куклу. Кроме лица, женщины размалевывали себе шею и руки белой, красной, голубой, коричневой красками, чернили светлые и белили черные ресницы и брови. Даже женщины, которые были хороши собой, румянились, дабы избежать насмешек. Обычай малеваться у богатых был принудительным. До сего времени живы поговорки: «Румянец как маков цвет» и «Лицо как снег бело». Иностранцы отмечали, что русские женщины были белокурыми, белокожими, с ярким румянцем, темными соболиными бровями и голубыми глазами. «Дал бы Бог дородства, а красоту я сама себе добуду» — говорится в старинной пословице.
      
    К. Е. Маковский. Поцелуйный обряд
     
    Идеалом красоты было дородство, полнота, тучность фигуры, которые должны были свидетельствовать о довольстве, сытой и спокойной беззаботной жизни, неге и холе богатых боярынь. Несмотря на полноту, они обладали неспешной лебединой походкой и величавой осанкой. 
    В руках богатые женщины обязательно держали платки — ширинки. Они отличались от убрусов, шились шелковыми с золотой каймой и кистями. У знатных господ были еще в употреблении и зонтики — солнечники. Обычно носили несколько мешковатых одежд, талию не подчеркивали. Волновались не о том, как сидит платье, а о прочности его материи и шитья. Долго бытовала пословица: «Неладно скроено, да крепко сшито». О моде в то время речи не было. Частая смена нарядов, характерная для модников последующих эпох, тогда была еще невозможна. Одежда из привозных тканей, расшитая жемчугом и камнями, обходилась очень дорого, была целым состоянием богатого человека, частью его социального статуса. Она не менялась и передавалась из поколения в поколение по наследству.
    Ароматники. Конец XVII в.
    Накосник
      
      
    «Семьдесят одежек и все без застежек» 
     
    Основой женской народной одежды также была рубаха. «Бабьи рубашки те же мешки: рукава завяжи, да что хошь положи», — гласила пословица.  
    Рубаха девичья
    Рубаха доходила до середины голени, но могла быть и до пят, состояла из стана и рукавов. Стан делали из отбеленного домотканого холста обычно белого цвета, а рукава — из кумача или вытканные красной нитью по белому холсту. 
    Ластовицы в женских рубахах делали, а вот подоплеки — нет. На рубахи нашивали полики — вставки ткани на плечах, между воротом и рукавами. Их изготавливали из особой материи — затканки. Женские рубахи были с прямым разрезом на груди, без воротника, либо с низким воротом-стойкой. Декор располагался вокруг горловины, разреза на груди, у линии соединения рукава с проймой, по низу рубахи и рукавов, по поликам. Иногда и рукава были целиком орнаментированы. Украшали рубахи вышивкой, затканкой, аппликациями в виде геометрического орнамента.
     
    Поверх рубахи носили поневу — полотнище ткани, располагавшееся вокруг бедер, прообраз юбки. Она напоминала широкий фартук, надетый на поясницу и завязанный спереди. Понева делалась из трех и более кусков шерстяной ткани. Цвет поневы зависел от местных особенностей и возраста женщины: пожилые носили темные поневы без украшений, молодые вышивали и отделывали ее гарусом. Различали распашные поневы, открытые спереди или сбоку, и глухие, с прошвой. Понева в талии собиралась на гашник. Впоследствии глухие поневы превратились в юбки, которые стали носить все сословия России. В старину они назывались андараками.
    Кроме юбочной одежды, у крестьянок и женщин податных сословий была и плечевая. К ней относились стеганые душегреи без рукавов, до талии, запоны или занавески. Душегрея сильно расширялась к талии и была на лямах, как сарафан. Ее отделывали штофом, галуном и бархатом. Запоны представляли собой прямоугольный кусок ткани из холста, крашенины, пестряди, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запоны носили поверх рубахи и поневы, по бокам они не сшивались. По подолу запоны украшали вышивками. Верхней одеждой служил кунтыш (с перс. — верхнее платье) из цветного сукна.
    Понева
     
    Исконно русской народной одеждой были сарафаны. Сарафаны шили различной формы — глухие, распашные, косоклинные и прямые. Традиционно сарафан был длинной, спускающейся до пола наплечной сборчатой одеждой без рукавов, на лямах, открытой и застегивающейся спереди по всей длине на ряд пуговиц. Лямки, подол и верхнюю часть отделывали каймой. Цвет сарафана свидетельствовал о возрасте женщины: красные сарафаны носили молодые, пестрые — среднего возраста, а синие — пожилого. Традиции носить сразу несколько одежд сохранились и в народной среде. Недаром старинная русская загадка «Семьдесят одежек и все без застежек» возникла именно на Руси.
    Сарафан
    Праздничная крестьянская одежда

         
    Основным видом женской народной обуви были лапти, белые или черные онучи, чоботы из сыромятной кожи и коты — башмаки с высоким передом вроде полусапожек на невысоком каблуке и с подковками. Спереди и сверху грубая кожа их отделывалась орнаментом из желтого или красного сафьяна. Это была выходная праздничная обувь. Вся обувь на ноге крепилась оборами — черными или красными шерстяными шнурами, пропущенными через петлю в заднике.
    Коты
     

    Строкой источника


    Адам Олеарий. «Путешествие в Московию»
    «Знатнейшего вельможи и боярина князя Ивана Борисовича Черкасского супруга, очень красивая лицом, сначала не хотела румяниться, однако ее стали донимать жены других бояр, зачем она не желает относиться с презрением к обычаям и привычкам их страны. При помощи мужей своих они добились того, что и этой от природы прекрасной женщине пришлось белиться и румяниться, и, так сказать, при ясном солнечном дне зажигать свечу. Женщины скручивают свои волосы под шапками, взрослые же девицы оставляют их сплетенными в косу на спине, привязывая при этом в низу косы красную шелковую кисть».
    К. Е. Маковский. Портрет княгини З. Н. Юсуповой в русском костюме

     
    От повязки до сороки
     
    Голову прикрывали различными уборами. На голову незамужняя женщина надевала повязку в виде широкой ленты, с твердым околышем и хвостом из лент. Украшали повязку бисером. С сарафанами девицы носили коруны — широкие богато украшенные обручи. Молодые, недавно вышедшие замуж женщины по старой русской традиции носили кокошники. Форма их была различной, но делались они либо высокими из бархата, либо невысокими в форме шапочки, покрытой кисеей. Кокошник был праздничным народным головным убором, имел высокое очелье с позументами и жемчужной поднизью, круглое бархатное донышко и подзатылье с бисером. С боков свешивались бисерные подвески. При надевании кокошник слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали подзатыльником из холста, закрепленным с помощью тесемок. Поверх кокошника надевали платок.
     
    Девушка в коруне.
    М. В. Нестеров.
    Девушка в повязке
     
    Нижним головным убором замужних женщин был повойник — холщовый чепец, прикрывавший волосы. На повойник надевали подзатыльник, закрывавший волосы сзади, и укрепляли тесемками, а затем сверху напяливали кичку или сороку. Все эти головные уборы женщина надевала после рождения первого ребенка. Кичками часто называли вообще сложные головные уборы замужних женщин из ряда элементов. Классическая кичка — это твердое возвышение надо лбом, околыш различной формы — треугольной, округлой, копытообразной, лопатообразной или с двумя рогами. Рога, по представлениям того времени, обладали огромной оберегающей силой, являлись свидетельством детородного возраста женщины. Старуха отдавала кичку старшей дочери. Делали кички из проклеенного холста, луба, бересты. Всем известно выражение «кичиться» в смысле зазнаваться, гордиться, видимо, обладательницы кички гордились своей женской красотой.
    Повойник
    Повязка
    Кичка. Фрагмент картины
    А. П. Рябушкина
    «Семья купца XVII века»
     Другой убор — сорока — получил свое название от птицы, из-за сходства с сорочьим хвостом и расцветкой перьев. Птица сорока являлась символом многодетности и достатка в семье. Не случайно в качестве самых распространенных аксессуаров к женскому головному убору нередко использовали подвески из птичьих перьев и пуха. Сорокой же называли выкроенный кусок ткани — атласа, штофа с вышитой золотой нитью или сделанное из широкой ленты очелье. Сорока состояла из передней части, подзатыльника, собственно сороки, боковых крыльев, заднего хвоста. 
    Крестьянки и горожанки шили кички и сороки сами, а кокошники изготавливали специальные мастерицы. В целом же последовательность надевания этих головных уборов была таковой. Сначала надевали кичку, затем подзатыльник, позже сороку. Лоб завешивали поднизью из мелкого цветного бисера, опушкой из лент, собранных веерообразно. И весь головной убор богато украшали бисером, стеклярусом, вышивкой, лентами, тесемками — галуном. Платки замужние женщины завязывали концами сзади на затылке, девушки завязывали убрусы под подбородком либо под косой на шее.
    Кокошник
    Коруна
     
     
     
     
     
    Форма входа

    Поиск

    Календарь
    «  Март 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Архив записей

    Друзья сайта
  • intergu.ru
  • Подготовка учителя технологии
  • it-n.ru
  • edu.ru
  • person.edu.ru
  • konserg.ucoz.ua
  • ЦОР

  • Каталог сайтов 'Российское образование в сети'
  • Торезcкая школа-интернат
  • Мои кнопки

  • Методическая копилка учителя Смирновой Е.В.
  • Методическая копилка учителя Смирновой Е.В.
  •    
    Сайт управляется системой uCoz 
     Персональный сайт Смирновой Елены Валерьевны © 2024
    При использовании текстовых материалов сайта обязательна гиперссылка на
    //rusalka7.ucoz.ru
    Использование графических материалов и фотографий только с разрешения владельца.