Приветствую Вас Гость | RSS
Вторник   19 Марта 24,
Методическая копилка учителя
Смирновой Елены Валерьевны
 Главная Мужская одежда Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Новости сайта [76]

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 387

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Rambler's Top100
  • конкурс сайтов
  •  
    Кафтан. XVII в.
    В XVI в. полы кафтанов чаще стягивались завязками наподобие татарских, но русские кафтаны отличались от татарских застежкой не на левой, а на правой стороне. Только в XVI в. появились мужской и женский способы застегивания одежды. У женщин остался старый способ — правая пола заходит на левую, застежка слева, а у мужчин — застежка слева направо и пуговицы справа. С течением времени, в XVII в., вместо завязок стали употреблять только пуговицы. Тогда на одной стороне кафтана делали висячие петли, а на другой — пуговицы. Их было от 12 до 30 штук, и все они располагались только на груди, близко друг к другу. Остальная часть кафтана оставалась не застегнутой.
    Кафтаны имели богатую цветовую гамму алого, голубого, макового, вишневого оттенков тканей. Воротники на кафтанах обычно были маленькие и узкие, из-под них можно было видеть обнизь зипуна и ожерелье рубахи. Лишь изредка к кафтану пристегивалось отложное ожерелье, расшитое золотом и усыпанное жемчугом. В XVII в. стало модным пристегивать к кафтану унизанный камнями четырехугольный стоячий воротник — козырь.
    В Киевской Руси одежда вроде кафтана, длинная, плотно облегавшая тело и расширенная книзу клиньями, именовалась свитою.
          Шилась она из сукна — орницы — и надевалась через голову, имела длинные рукава. Свиту отделывали каймой и полосками кожи по краю подола, зарукавьями по низу рукавов и петлицами на груди. Ее всегда подпоясывали широким поясом.
      
      
    БЫТОВОЙ ЛЕКСИКОН

    Сегодня иногда мы говорим «козырять» в смысле зазнаваться и важничать. Козырем тогда называли стоячий четырехугольный, усыпанный камнями воротник. Иметь такой воротник могли только очень богатые люди. Выражение «Ходить козырем» употреблялось по отношению к важному, осанистому человеку, выступающему уверенной походкой. Слово «козырять» было синонимом слова «важничать». Было и выражение и «Спать по козырем», видимо, такое случалось среди бояр - главных обладателей такого воротника.


      
    К исподней домашней одежде у знатных людей относились зипуны. Это было узкое и недлинное платье, достигавшее колен и редко икр. У людей состоятельных зипуны шили из легкой шелковой материи, атласа, камки, объяри, тафты, чаще всего из белой тафты с пуговицами. Рукава к зипуну (если они вообще были) приделывали из другой материи. Скажем для примера, что к зипуну из белого атласа или тафты пришивались рукава из серебряной объяри. Но часто зипуны шили без рукавов, вроде современных жилетов. Воротники к зипунам пришивали узкие и маленькие, а чаще всего их делали, как и к рубахам, пристяжными, шитыми жемчугом и камнями. Такой отдельный воротник называли обнизью. Обнизей хранили много — на все случаи жизни, чтобы по мере надобности показаться или наряднее, или проще. Иногда зипуны утепляли, простегивая продольными полосами. 
    Изнанка кафтана всегда подбивалась материей худшего качества типа подкладки. Над и под тесьмой, пущенной по подолу кафтана, нашивали полосу материи иного цвета, чем кафтан. Она называлась подпушкой. Зимние кафтаны подбивали мехом — собольими пупками или беличьими чревами, такие теплые кафтаны называли кожухами.
    Рубаха и зипун.
     Кафтаны были становые, обтягивающие фигуру — стан, они кроились в талию и имели прямые клинья от нее, так что получались фалды. Были кафтаны обыкновенные, польские и турские. Польские кафтаны были отрезными по талии, с плотно облегающим лифом, расширенным за счет сборок, дополнялись окорокообразными, широкими, пышными у плеча и узкими у запястья рукавами. Турский кафтан был свободного покроя, расклешенный книзу, с запахом, застегивался у шеи. 
    К разряду средней одежды в послемонгольский период относилась чуга, хотя первоначально была приспособлена к верховой езде и путешествиям. Это был узкий кафтан из атласа, объяри или бархата с рукавами по локоть и короче обыкновенных кафтанов. Чугу на талии завязывали поясом, за который закладывали нож и ложку, а на грудь привешивали перевязь с дорожной сумкой. Украшалась чуга, как и кафтан, но всегда застегивалась на пуговицы. К разряду средней одежды принадлежали также армяк, тегиляй, азям и терлик. Армяк был свободной халатообразной одеждой, которую шили с прорехами, образцами, кружевами. Воротник у армяка был вышитый. Его полы не сходились вместе, а закидывались одна на другую. Терлик изготавливался из дорогих тканей, имел блестящие пуговицы и напоминал большую длинную чугу. Тегиляй имел множество пуговиц — 56 или 68 — и воротник-козырь. Надевали терлики и тегиляи на кафтаны. Азям — красивая одежда с меховой отделкой свободного халатного покроя, застегивающаяся на пуговицы.
    Княжеская одежда.
    Икона «Кузьма и Демьян». XIII в.
    Становые кафтаны.
    Объярь, аксамит, сукно. 1680 г.
    Терлик и чуга
     
      
    «Во всяком посаде в своем наряде»
     
    Поверх одежд в Древней Руси носили плащи. Наиболее распространенная его форма — вотола. Это был плащ без рукавов длиной до колен и подпоясанный у шеи. Изготавливался из толстой льняной ткани, у князей и простолюдинов отличался отделкой. Дорожной и зимней одеждой был суконный плащ — мятель. Обычно мятель кроили из плотного шерстяного привозного сукна. За разорванный мятель в драке полагался довольно высокий штраф — три гривны.  
    Знаком отличия русских князей был богатый плащ — корзно. Он был длинным, почти до пят, накидывался на левое плечо и застегивался справа на груди большой фигурной застежкой — фибулой. Корзно делали из более богатых материй — бархата, парчи, оторачивали каймой из золотной ткани, украшали камнями, подбивали мехом. Он имел всегда подкладку контрастного цвета. Со временем корзно стали делать короче и называть приволокой.
    В XVI в. появилось особого рода праздничное платье, называемое ферязью. Она, также как и кафтан, надевалась на зипун и относилась к средней одежде. Иногда ее надевали и на кафтан. Это была широкая и длинная одежда, почти до ступней, без воротника, с широкими и длинными рукавами.
     Ферязь — слово персидское, и шилась она из шелковой персидской материи. Более теплые и нарядные ферязи были бархатными, парчовыми и подбитыми мехом.
    Спереди на ферязи делали нашивки, называемые образцами. Они представляли собой несколько вышитых золотом или шелками круглых или четырехугольной формы мест, отделенных друг от друга другой материей.
    Корзно. Икона «Дмитрий Солунский».
    XIII в.
     
    Ферязь
    Это были своего рода петлицы. Первоначально ферязи стягивались завязками, а позже застегивались пуговицами.  Рукава ферязи были почти до самой земли. В один рукав, собранный во множество складок, продевали руку, другой висел до пола. Иногда рукава откидывали назад или завязывали за спиной узлом.
    К накидной верхней летней одежде относили опашень. Осенью и весной надевали однорядку. Они были одинакового покроя, но различались материей. Опашни могли шить из шелковых материй или тонкого сукна, а однорядку всегда из сукна. Это были широкие, до пят, с длинными рукавами одежды. По бокам делали нашивки, разрез обшивали кружевом, застегивались пуговицами, а к воротнику пристегивали воротник-ожерелье. Опашни соответствовали шелковым плащам, а однорядки — суконным демисезонным пальто без подкладки. Отсюда и их название.
             
     Русское посольство. XVII в.
     
    Опашни шились с подкладкой, под рукавами опашня делались прорехи для рук, а сами рукава откидывались назад и на спине завязывались узлом. Видимо, этот богатый летний наряд надевали, когда выходили из дома в хорошую погоду. Есть две версии происхождения названия «опашень». В старину выражение «наопаш» значило внакидку, чаще все так и носили опашень. Слова «запахнуться», «запахиваться» также родственные слову «опашень». 
    Были и другие одежды для выхода. Охабнем назывался плащ с длинными декоративными рукавами и с откидным, подобно капюшону, воротником. Он был четырехугольным и откидывался на спину. Охабни шили из сукна, мухояра и других шерстяных тканей, нарядные — из объяри, бархата, камки и парчи. Слово происходит от глаголов «обхватить», «охватить», «охабить», то есть накрывать все то, что под ним надето. Родственное слово «охапка», то есть что-то охваченное руками.
    Дворянин в однорядке
    Охабни
    Боярские одежды.
     
     
    Строкой источника

    В. О. Ключевский. «Исторические портреты»
    «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом на богато убранном ногайском аргамаке, чтобы ехать в Кремль челом ударить государю, всякий встречный человек меньшего чину по костюму, посадке и самой физиономии всадника видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю, как требовал обычай, потому что он — столп, за который весь мир держится. Появись он на улице кой-как запросто, в растрепанном виде, с легкомысленными смеющимися глазами, он только неприятно смутил бы встречных».


     
    Ферезеей называли дорожные плащи с рукавами. Они были прямые, несколько расклешенные книзу, широкие и с откидными рукавами. Шили ферезеи из сукна, отделывали мехом и вышивкой, носили внакидку. К накидной одежде относили и епанчу. Дорожные епанчи были из верблюжьей шерсти, грубого сукна. Были и нарядные епанчи из богатой материи, подбитые мехом больше для пышности, чем для тепла. Епанчу делали без рукавов и без прорех для рук, ее накидывали на плечи и соединяли на шее завязками или пуговицами.
    Самой богатой верхней одеждой все же были шубы. Чтобы показать свое богатство, знатные люди шубы носили даже летом, сидели в них подолгу в помещениях, принимали гостей. Мех считали символом плодородия и богатства, поэтому шубы надевали не только ради тепла и знатности. Качество меха определяло степень знатности человека. Меха различали хребтовые, черевьи (из чрева), пупковые, горлатные (из горла), лапчатые и хвостиковые. Шубы в основном шили на пупках, чревах и хребтах, но не смешивали различные части звериного меха, употребляя и соответствующие названия. Иногда только рукава делали из меха, отличного от самой шубы: шуба горлатная, рукава лапчатые. Люди зажиточные делали себе шубы беличьи и куньи, богатеи — собольи и лисьи. Горностаевые шубы изготавливали в те времена только из щегольства.
    Боярин в шубе.
    Бояре в шубах.
    Пожалован шубой с
     царского плеча
     
    Шубы шили обязательно мехом внутрь и обыкновенно сверху покрывали сукном или шелком. По бокам разреза спереди пришивали нашивки, которые отличались от материи самой шубы. На них нашивали петли и пуговицы, а сам разрез окаймляли металлическим кружевом. Шубы обычно были в старину широкими распашными и длинными, с отложными воротниками. Турские (то есть турецкие) шубы отличались двойными рукавами — для рук и украшения. На исходе XVII в. появились еще шубы польские, без воротников, петлиц и пуговиц, они застегивались у шеи запонами и имели просторные рукава. Различали также шубы нарядные — для выходов и санные — для дороги. Санные шубы обыкновенно были нагольными, то есть не покрывались сверху материей. Вкусы того времени требовали ярких цветов — чем ярче, тем больше уважения. Черные и темные тона использовались лишь для траурных одежд. Любимыми цветами знати был червчатый (красно-фиолетовый), лазоревый (голубой), зеленый, желтый, шафранный, кирпичный, сливный (темно-синий).
    Костюмы московитов. Гравюра XVII в.
     
    Модные мелочи

     
    Самой дорогой и модной вещью в костюме допетровского времени была пуговица. Слово произошло от древнерусского «пуговина», имеющее значение: возвышение, горб. Пуговицы были тогда крупные, выпуклые, рельефные. Они изготовлялись из золота, серебра, хрусталя, меди, дерева, обтягивались тканью или обвивались канителью. Пуговицами украшали не только одежду, но и ожерелья-воротники, существовал даже термин «ожерельные пуговицы». На Руси были сделаны самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. В то время были популярны пуговицы-кляпыши в виде удлиненных палочек из серебра с золочением, обвитые шелками или драгоценной проволокой. Все кляпыши были шарообразной формы. Пуговицы украшали эмалью, чеканкой и сканью. Для торжественных случаев использовали пуговицы из крупных сверленых драгоценных камней.

     
    Достоинство и богатство мужских нарядов в то время заключались в нашивках, запястьях, ожерельях, пуговицах, завязках и кистях. Последние назывались ворворками. Отделка всегда выбиралась отличного от платья цвета, унизывалась жемчугами и камнями. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетенные из канители. В старину они так ценились, что каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья. В XVI в. митрополит Даниил едко высмеивал московских щеголей, у которых «ум всегда плавает об ожерельях и пуговицах». Кружево называли в старину аграмантом. Оно было различных видов — решетчатое, кольчатое, плетеное, петельчатое, всегда окаймлялось бахромой. Кружево плели тогда из тяжелых ниток с металлической накруткой золота и серебра.
    Пуговицы. Конец XVII в.  
    Пуговицы. Конец XVII в.
     
     
    Пояс-оберег
     
    До начала XV в. на Руси мужчины носили серьги. Богатые люди отличались от бедных ношением на груди золотой цепи с гривной. Гривна являлась знаком благоволения князя. Сами же князья надевали поверх богатой одежды бармы — цепи из серебряных и золотых медальонов с эмалевыми покрытиями. Носили на цепях также кресты. Эти изделия были массивными, но красивыми. 
      
    Бармы. XII в.
     
    Эталоном мужской красоты считался высокий рост, широкие плечи, тонкая талия, русые волосы, статная фигура и мужественное лицо. Подчеркнуть величественную осанку можно было с помощью пояса, который стал украшением мужской одежды. Богатые князья и бояре носили шелковые пояса, усыпанные камнями и затканные золотой и серебряной нитями. Пояса никогда не складывались и никогда не ложились гладко и ровно. Другие пояса делали плетенные серебром, золотом, бархатные и кожаные. Жемчуг, золотые и серебряные кованые бляхи и пряжки служили украшением поясов. Дорогим металлом отделывали концы поясов, которые завершались бубенчиками и канителью. 
    К поясу пристегивали кошелек — калиту, чернильницу, ложку, нож, гребень, трут и огниво, а за пояс закладывали плеть. К поясу крепили мошну — мешочек, который также вешали и на грудь при помощи шнурка. Деньги и документы хранили в прикрепленной к поясу бумажнице из шелка или кожи. Существовала пословица: «Быть бы беде, да деньги по бедре», то есть деньги привешивали к поясу. Поясная сумочка из металла называлась капторгой.
     
    Портрет князя Репнина. Парсуна. XVII в.
    Сокольник.
    Фрагмент картины Н. С. Самокиша
     
    Однако пояса выполняли и охранительную функцию. Она была обусловлена его формой: пояс-круг не пропускает ничего из внешнего мира, что могло бы повредить человеку. Самым распространенным поясом на Руси был кушак. Он был широким и длинным, в несколько метров, несколько раз оборачивался вокруг талии. Концы его иногда оставляли спереди, а иногда затыкали по бокам. Это был пояс «на выход», его яркий цвет контрастировал с цветом одежды. Кушаки делали из шерсти и шелка и переплетали красивой нитью. Были и крученые пояса, с кистями. За кушаками по азиатскому обычаю висели кинжалы. Без пояса могли выйти на улицу только дети. 
    Благодаря разной манере ношения пояса подчеркивали прямо противоположные качества фигуры. Надетые на уровне талии «добрыми молодцами», они подчеркивали стройность фигуры. Спущенные на линию бедер с большим напуском верхней части одежды, пояса акцентировали полноту, дородность, ценимые боярами и князьями. В Древней Руси лишить человека пояса значило обесчестить его. Отсюда произошло известное выражение «распоясаться», что означало опозориться. О том, кто выходил за рамки приличий и нарушал нормы поведения, осуждающе говорили: «Он распоясался». Пояса передавали по наследству.
     
     
     
     

     
    Форма входа

    Поиск

    Календарь
    «  Март 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Архив записей

    Друзья сайта
  • intergu.ru
  • Подготовка учителя технологии
  • it-n.ru
  • edu.ru
  • person.edu.ru
  • konserg.ucoz.ua
  • ЦОР

  • Каталог сайтов 'Российское образование в сети'
  • Торезcкая школа-интернат
  • Мои кнопки

  • Методическая копилка учителя Смирновой Е.В.
  • Методическая копилка учителя Смирновой Е.В.
  •    
    Сайт управляется системой uCoz 
     Персональный сайт Смирновой Елены Валерьевны © 2024
    При использовании текстовых материалов сайта обязательна гиперссылка на
    //rusalka7.ucoz.ru
    Использование графических материалов и фотографий только с разрешения владельца.