Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница   19 Апреля 24,
Методическая копилка учителя
Смирновой Елены Валерьевны
 Главная Кубышка Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Технологическое образование [16]
Зав. кабинетом [2]
Программа [6]
Проект [4]
Документы для отчета [3]
К аттестации [13]
На заметку [4]
Молодому специалисту [3]
УМК [1]
Дистанционные курсы [2]
Контрольные работы, олимпиады [24]

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 387

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Rambler's Top100
  • конкурс сайтов
  • Главная » Файлы » Руководителю ГМО » Технологическое образование

    Внеклассная работа по технологии
    [ ] 16 Июля 09, 22:20
     
       Придя на работу в школу, учитель технологии сталкивается не только с проблемами эффективной организации учебного процесса, но и по­становки внеклассной работы по своему предмету. Во-первых, надо составить ее план; во-вторых, определить кружок, который он может создать, сообразуясь со своими склонностями, возможностями и интересами учащихся; в-третьих, продумать, какие индивидуальные, группо­вые и массовые мероприятия можно провести с целью развития у школьников интереса к техни­ке и труду.

      Поможем молодому учителю разобраться в этих вопросах, а заодно расскажем и опытным учителям о некоторых интересных формах вне­классной работы, которые в ряде школ, к сожалению, забыты.

       Задача внеклассной работы состоит в при­влечении учащихся к общественно полезной деятельности, стимулировании их инициативы и самостоятельности, развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей. Специ­фика педагогического руководства ею заключа­ется в осуществлении воспитательного влияния на жизнь школьников, их деятельность и поведе­ние не только на уроках, но и через различные внеклассные мероприятия, включение учащихся в различные виды творчества, развитие у них интереса к технике и труду.

       Внеклассная работа — органическая часть всей учебно-воспитательной деятельности шко­лы. Она является продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчи­нена общим учебно-воспитательным задачам. Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для реализации межпредметных связей технологии с другими предметами, в первую очередь с физикой, математикой, химией, биологией, рисованием, черчением.

       Общую координацию внеклассных меропри­ятий в школе осуществляет директор. Свои предложения в общешкольный план внеклас­сной работы может внести каждый учитель. Это составная часть планируемых им внеклассных занятий в учебном году.

       По организационному признаку внеклассные мероприятия, в том числе и по технике и труду, можно разделить на три вида: индивидуальные, групповые и массовые. В первом случае речь идет о руководстве работой отдельных учеников, увлекшихся, например, изготовлением того или иного устройства, модели, макета, сувенира и т.п. Во втором — в основном об организации кружковых занятий, а в третьем — о массовых мероприятиях (предметных вечерах, конкурсах, олимпиадах, выставках творческих работ уча­щихся и т.д.). Но сразу оговоримся, что индивидуальный подход присутствует в любой из этих форм. К примеру, готовясь к тематическому ве­черу или выставке, учащиеся советуются с учи­телем о плане сообщения и литературе, выборе и изготовлении того или иного экспоната и пр.

       Наиболее распространенной групповой фор­мой организации внеклассной работы является кружок — добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к опреде­ленной области знаний и стремящихся зани­маться практической деятельностью. Это может быть совместное изучение вопросов техники и технологии, конструирование и постройка моде­лей, приборов и других устройств, рационализа­торская деятельность, научный и технический поиск. Занятия в кружках характеризуются нали­чием программы, регулярностью, длительнос­тью сроков и определенным профилем работы.

       В школьной практике сложились следующие типы кружков технического творчества учащихся:

    1. Подготовительные технические кружки создаются в основном для младших школьни­ков. Здесь они углубляют полученные на уроках элементарные знания и умения по технике и тех­нологии, работают с бумагой, картоном, жестью, соломкой и другим природным материалом, вы­полняя несложные модели машин и механизмов, учебно-наглядные пособия, игрушки. Как пока­зывает опыт, занятия в таких кружках служат хо­рошей подготовкой для последующего вовлече­ния детей в техническое и декоративно-при­кладное творчество.

    2. Предметные (научно-технические) круж­ки объединяют учащихся средних и старших классов. На базе школьных мастерских обычно создают кружки по столярному, слесарному и токарному делу, электро- и радиотехнические, конструированию и шитью одежды и др. Знания и умения, которые приобретают здесь школьни­ки, выходят за рамки учебных программ, созда­ются условия для самостоятельного творчества.

    3. Спортивно-технические кружки — авиа­модельные, ракетно-космического моделирования, авто- и судомоделистов, картингистов, же­лезнодорожного моделизма и др. В них занимаются учащиеся, проявляющие интерес к спор­тивному моделированию, техническим видам спорта. Они изучают специальную технику, де­лают стендовые и функциональные модели ле­тательных аппаратов, автомобилей, судов, локо­мотивов и других средств транспорта, знакомят­ся с историей и перспективами развития техни­ки, участвуют в соревнованиях.

    4. В производственно-технических круж­ках учащиеся занимаются изучением устройства и работы каких-либо широко распространенных машин, аппаратов или иных технических объек­тов (автомобилей, мотоциклов, комбайнов, ки­ноаппаратов и пр.), приобретают умения и навы­ки управления ими, ухода и обслуживания. Вы­полнив программу, учащийся получает удосто­верение, облегчающее приобретение конкретной профессии: шофера, комбайнера, киномеханика и пр.

    5. Кружки художественно-прикладного или декоративного творчества охватывают учащихся всех возрастных групп, которые зани­маются художественной обработкой древесины, металла, лозы, кости, глины, макраме, вязанием, вышивкой, изготовлением игрушек из ткани, ме­ха, работой с кожей, лоскутной пластикой и др. Тут создаются благоприятные условия для фор­мирования эстетического вкуса, развития твор­ческой индивидуальности.

      Можно только сожалеть, что в последние го­ды лишь в некоторых школах сохранились первичные организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), на­учные общества учащихся (НОУ), клубы по инте­ресам, открывающие возможности для приоб­щения учащихся к решению общественно значи­мых задач.

       Среди массовых мероприятий по технологии выделим тематические вечера, посвященные знаменательным датам в области науки и техни­ки, школьные олимпиады, конкурсы, выставки творческих работ по технике, прикладному ис­кусству.

      Научно-технические вечера помогают в яр­кой, занимательной форме приобщить учащихся к некоторым важнейшим открытиям, изобрете­ниям, современным достижениям в различных областях производства. В их программу включаются сообщения, подготовленные членами кружков, демонстрация технических устройств (моделей, макетов, образцов действующей техники и т.п.), опытов, встречи со специалистами, викторины по технике и т.д. За последние годы получили распространение научно-технические вечера учащихся в форме КВН, "Брейн-ринга", привносящие в работу дух состязательности.

       Школьная олимпиада по технологии прово­дится обычно на базе учебных мастерских. В хо­де ее учащиеся соревнуются в решении техниче­ских задач, выполнении технологических операций. Проводится конкурс творческих проектов.

      В школах (классах) с углубленной трудовой или профессиональной подготовкой сохраняют свое значение конкурсы по профессиям.

      Подчеркнем, что любое соревнование, кон­курс требуют хорошей организации, четких требований и критериев оценки работы участников.

      Выставки технического и декоративно-при­кладного творчества в школах показывают конкретные достижения профильных кружков и от­дельных учеников, способствуют вовлечению в эту работу многих школьников. За несколько ме­сяцев до проведения выставки директор школы издает соответствующий приказ с указанием ее проблематики, характера участников, сроков проведения и ответственных лиц. К этому време­ни может быть приурочена и ярмарка-продажа детских работ.

      Предметная неделя по технологии призвана привлечь внимание учащихся к этой области знаний, показать их успехи в ее изучении. План ее проведения обычно утверждается руководст­вом школы. Каждый день недели имеет свою направленность и может включать комплексные (с привлечением учителей других предметов) уроки, викторины, конкурсы, экскурсии, вы­ставки и т.д.

      Внеклассная работа с учащимися строится на добровольных началах, не терпит скуки и заорганизованности. Она призвана дать простор для развития их творческой инициативы и фантазии, пробудить у них живой интерес к изучаемому и стремление полнее овладевать знаниями и уме­ниями.

    Категория: Технологическое образование | Добавил: Русалка
    Просмотров: 21598 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.6/11 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта
  • intergu.ru
  • Подготовка учителя технологии
  • it-n.ru
  • edu.ru
  • person.edu.ru
  • konserg.ucoz.ua
  • ЦОР

  • Каталог сайтов 'Российское образование в сети'
  • Торезcкая школа-интернат
  • Мои кнопки

  • Методическая копилка учителя Смирновой Е.В.
  • Методическая копилка учителя Смирновой Е.В.
  •    
    Сайт управляется системой uCoz 
     Персональный сайт Смирновой Елены Валерьевны © 2024
    При использовании текстовых материалов сайта обязательна гиперссылка на
    //rusalka7.ucoz.ru
    Использование графических материалов и фотографий только с разрешения владельца.