В России лен всегда был самым любимым растением и разводился с незапамятных времен, что подтверждается как летописями, так и законодательными памятниками. Вначале лен разводился исключительно для домашнего употребления, но скоро он сделался предметом торговли, сначала внутренней, потом и внешней. С самого возникновения Руси льняная культура была распространена в районе Пскова, а позднее в Новгородской, Суздальской, Вологодской и окрестных землях. Но уже в середине 19 века лен разводили в стране почти повсеместно, а льняной экспорт прочно занимал первое место в перечне вывозимых товаров. И это притом, что половина выращиваемого льна оседала в деревне, ведь крестьяне веками изготавливали из него одежду.
Путешественники, приезжавшие в гости к славянам, отмечали у них «прекрасную одежду изо льна». Для наших пращуров никакая рубаха не могла сравниться с льняной, и удивляться тут нечему. Летом льняная ткань приятно холодит, а в день прохладный, - согревает, мягко прильнув к телу (может и глагол «прильнуть» от слова «лён» произошел?). Знатоки народной медицины утверждают, что льняная одежда охраняет человеческое здоровье. Свою любовь ко льну, русский народ выражал в песнях, сказках, пословицах и загадках.
Об урожае льна наши предки гадали заранее («бельё зимой долго не сохнет — льны не хороши будут...»). Сев льна сопровождался священными обрядами, призванными обеспечить добрую всхожесть и хороший рост льна. Особое внимание уделялось фазам Луны: если хотели вырастить долгий, волокнистый лён, его сеяли «на молодой месяц», а если «полный в зерне» - то в полнолуние. Лён, как и хлеб, сеяли исключительно мужчины. Помолившись Богам, они выходили в поле нагими и несли посевное зерно в мешках, сшитых из старых штанов. Тем самым мужчина как бы заключал "священный брак" со вспаханным полем, и ни одна женщина не смела присутствовать при этом, иначе Земля "испугается" и не сможет родить. Сеятели старались ступать широко, раскачиваясь на каждом шагу и мотая мешками. По мнению древних, так должен был колыхаться под ветром рослый, волокнистый лён. И конечно, первым шёл всеми уважаемый, праведной жизни человек, которому Боги даровали удачливость и «лёгкую руку»: чего ни коснётся, всё растёт и цветёт. На засеянном льняном поле устанавливали маленькие изваяния Перуна: Перун - Бог Грозы, должен был вовремя полить юные растения животворным дождём.
Если лето оказывалось чрезмерно сырым, лён зарастал сорняками, и требовалась прополка. Прополкой льна занимались женщины. Когда у растений бурели головки, что говорило о созревании семян, их выдёргивали с корнем. Коробочки отрывали руками и либо топтали ногами, либо молотили теми же орудиями, что и хлеб: дубинками, цепами, вальками, лапами (изогнутыми тяжёлыми и очень прочными палками, вырезанными из ствола дерева вместе с корнем).
Далее требовалось освободить волокна от склеивающих веществ, которые придают живому стеблю упругость и прочность. Это достигалось одним из двух способов. В южных землях Руси, где в сентябре - октябре ещё достаточно тепло и часто выпадает роса, лён «стлали» тонким слоем на влажном лугу и выдерживали в течение пятнадцати-двадцати дней. Роса благоприятствовала расслаиванию волокон. В районах с более суровым климатом (Псков, Ярославль, современная Вологодская область) лён «мочили» - опускали связками в пруд, болото или специальную яму, вырытую в низине. Использовалась только стоячая вода. Обработанный лён сушили, затем мяли, отделяя волокно от «кострики» (посторонних тканей стебля). Сохранились старинные мялки, которые дробили и плющили стебли между двумя деревянными брусками. Иногда лён ещё дополнительно толкли в ступах.
Чтобы окончательно вышелушить кострику, а также отделить тонкое, нежное волокно от более короткого и жёсткого, лён трепали. И, наконец, чтобы хорошо рассортировать волокно и разгладить его в одном направлении для удобства прядения, лён чесали. Делали это с помощью гребней, иногда специальных, но иногда и теми же самыми, которыми расчёсывали волосы. После каждого прочёсывания гребень извлекал грубые волокна, а тонкие, высокосортные - кудель - оставались. |
Трепало - инструментдля
обработки льна |
Процесс чесания льна назывался ещё «мыканьем». Это слово родственно глаголам «смыкать», «размыкать» и означает в данном случае «разделение». Поэтому кудель называлась также «мычкой»: вероятно, имелось в виду, что это «отделенные» волокна.
Прялка и мочечница для кудели.
Готовую кудель можно прикреплять к прялке и прясть нить. Легко сказать! Но если задуматься, какой великий каждодневный труд стоит за этим… Подсчитано, что вес чистого волокна составляет всего лишь пятую часть веса стеблей.
Очень важную роль играл в нашей стране лен в 20-х и в 40-х годах 20 века - в послереволюционную и послевоенную разруху. За границей в те времена потребительских товаров не покупали, а напротив - продавали за рубеж длинное льняное волокно. Короткое волокно, а также отходы от трепания льна шли на производство хлопкообразного волокна, которое использовалось для производства тканей и ваты. В конце 40-х и в 50-х годах для комплексной механизации уборочных и послеуборочных работ была разработана новая техника. Появилось множество новых льнокомбайнов, хотя внедрение современных технологий все же шло очень медленно. Сказывалась старая беда. Еще Петр 1, основавший казенные полотняные фабрики и поощрявший частные, пытался продавать за границу не лен, а изделия из него. Но и тогда прогрессивные технологии внедрялись в России не особенно интенсивно. И если в Западной Европе лен культивировался на волокно самого высокого качества, и из него изготовлялось тончайшее голландское полотно, то у нас изо льна в основном ткали холсты, в том числе и грубые, а также делали пеньку. Но все же в послевоенные годы отечественная льняная промышленность постепенно развивалась, а выпуск льняных тканей постоянно увеличивался. Так продолжалось до 1985 года, когда в отрасль перестали поступать государственные дотации.
Сегодня в льняной промышленности ситуация чрезвычайно сложная. Между тем лен для России имеет поистине стратегическое значение. Ведь ни своего хлопка, ни своего натурального шелка в стране нет, и лен неминуемо должен стать у нас основным текстильным сырьем. Урожайность льна соизмерима с урожайностью хлопка. Лен не требует большого количества тепла и специальных систем поливного земледелия.
Источники:
1. Семенова М. Мы - славяне! Популярная энциклопедия. - С-Пб.: "Азбука" , 1996
2. ХХ1 век - век льна, Живетин В. Наука и жизнь №4 1999
3. Вардугин В.И. Русская одежда: История народного костюма от скифских до советских времен.- Саратов: Регион. Приволжское изд-во "Детская книга", 2001
4. Брокгауза и Ефрона энциклопедический словарь
|